С сентября 2022 года наша школа начала работу по реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий».
Руководитель творческого (исследовательского) проекта: Горский Александр Александрович, государственное учреждение образования «Средняя школа № 11 г.Новополоцка», директор,8(0214) 51-04-29,e-mail: sch11@edunp.by
Консультант творческого (исследовательского) проекта : Пашкевич Алла Арсентьевна, методист центра дошкольного и общего среднего образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»; 8(0212) 682106, e-mail: pashkevitchalla@yandex.by.
Сроки реализации: 2022–2025 гг.
Объект творческой деятельности – педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.
Предмет творческой деятельности – педагогические условия, формирующие ценностное отношение к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.
База творческой (исследовательской) деятельности:
- ГУО «Кировская средняя школа Витебского района»
Обоснование актуальности и целесообразности использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов исследований.
Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников.
Здоровье - бесценное достояние каждого человека и всего общества. Здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.
В настоящее время каждый учитель должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Воспитание школьника зависит от социальной деятельности, ориентированной на здоровье и здоровый образ жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.
По данным Министерства здравоохранения сохраняются негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей, у которых наблюдается рост заболеваемости. Доля здоровых детей за последние 10 лет значительно снизилась.
Особую важность при этом приобретает сохранение здоровья учащихся младшего школьного возраста. Анализ медицинских карт учащихся, беседы с родителями и медицинскими работниками показали, что имеют I группу здоровья 26,2% учащихся начальных классов нашего учреждения образования, 67,3% учащихся начальных классов имеют II группу здоровья. Данный факт указывает на уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся (нарушения зрения, дефекты речи, несоответствие массы тела росту, предрасположенность к простудным заболеваниям), которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами серьезных заболеваний, вызвать трудности в обучении в последующих классах.
На основании вышеизложенного обозначена проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка, что и определило выбор темы творческого(исследовательского) проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий».
Успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления школы и подкрепленная комплексным планом действий.
Цель проекта: создание оптимальных условий для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.
Задачи проекта:
- изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;
- систематизировать и расширить знания педагогов о современных здоровьесберегающих технологиях;
- выявить затруднения педагогов в ходе реализации проекта, организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение творческой(исследовательской) деятельности;
- формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
- комплексно внедрять современные формы, методы и приемы работы;
-разработать диагностические материалы, позволяющие оценить отношение школьника к здоровому образу жизни;
- оценить эффективность и обобщить результаты использования здоровьесберегающих технологий для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы.
Прогнозируемые результаты
- получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья;
- повышение уровня профессионального мастерства учителей: использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в образовательный процесс;
- разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий;
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности;
- получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;
- формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды;
- приобретение знаний о важности занятий спортом и физической культурой для сохранения и укрепления здоровья;
- повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей и внимания
к вопросам, здоровья, питания, здорового образа жизни;
- обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;
- снижение общей заболеваемости учащихся
Теоретическое обоснование творческого(исследовательского) проекта
Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. До сих пор эти задачи решались на уроках физического воспитания либо через вовлечение учащихся в спортивные секции, спортивные мероприятия. При этом младшему школьнику в ходе такой деятельности не всегда удавалось осознать ценности здорового образа жизни. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.
Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс. Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако современная школа с её сверх нагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, учителя, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим ученикам.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.
Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми.
Разработка проекта формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальных классов, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.
Критерии и показатели оценки результатов творческого (исследовательского) проект
Для определения эффективности творческой (исследовательской) деятельности формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни определены следующие критерии и показатели:
№ п/п | Критерии | Показатели |
1. | Когнитивно-смысловой |
- представление о здоровье человека и здоровом образе жизни; - понимание смысла здорового образа жизни и осознание его как личностной ценности; - представление об осуществлении здорового образа жизни; - понимание необходимости осуществления здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья |
2. | Эмоционально-волевой |
- стремление осуществлять здоровый образ жизни; - эмоциональная устойчивость, - преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне; – волевая регуляция поведения, - сформированность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность) |
3. | Деятельностный |
-применение знаний о здоровом образе жизни в своем поведении; - мотивация к расширению своих знаний о здоровье и здоровом образе жизни; - умение самостоятельно осуществлять здоровый образ жизни; -увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях и посещающих спортивные мероприятия; - снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний; -отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки и зрения; - положительная динамика физического развития и физической подготовленности; - сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (результаты тестирования) |
4. | Рефлексивно-оценочный |
- умение устанавливать связи между осуществлением здорового образа жизни и состоянием здоровья; - умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни |
Основные направления реализации проекта
Направление |
Задачи |
Формы реализации |
|
1.Работа с педагогами |
- повышение квалификации педагогов в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий; - создание благоприятной психологической среды в учреждении образования |
- изучение педагогами программно-методического обеспечения творческого (исследовательского) проекта; - учеба и самообразование участников проекта; - участие в методических мероприятиях по теме проекта |
|
2. Работа с учащимися | |||
2.1 Работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени |
- предупредить переутомление; - создать благоприятный психологический климат на учебных и факультативных занятиях; - обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях; - формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания |
- здоровьесберегающие технологии на учебных и факультативных занятиях; - уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта»; - факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»; учебные занятия по предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности» |
|
2.2.Внеклассная воспитательная работа |
- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; - развивать творческую активность учащихся по пропаганде здорового образа жизни |
- тематические классные часы; - творческие конкурсы; - проектная и исследовательская деятельность; - предметная неделя; - выпуск стенгазет; - ведение дневника здоровья |
|
2.3.Внеурочные спортивные мероприятия |
|
- дни здоровья; - спортивные праздники; - спортивные соревнования; - тематические акции; - спортивные игры; - спортивные секции |
|
3. Работа с родителями |
- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания; - воспитывать активную жизненную позицию в отношении здорового образа жизни |
|
|
|
- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка |
|
Программа и сроки творческой (исследовательской) деятельности
Этапы | Сроки | Цель | Содержание деятельности |
Диагностико-организационный | сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г. | Теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта |
- Оценка и анализ состояния здоровья младших школьников в учреждении -Подготовка программно-методического обеспечения -Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава -Ознакомление родителей и учащихся с проектом -Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта -Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья |
Практический |
Январь 2023 г. – май 2024 г. |
Реализация проекта |
-Проведение заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей; -посещение учебных и факультативных занятий, -создание методической копилки опыта; -мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении; -сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; -контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни; -коррекция проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий» по итогам реализации. |
Аналитический | сентябрь 2024 г. – май 2025 г. |
Систематизация, анализ и обобщение результатов творческого (исследовательского) проекта |
-Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта; -сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий»; -мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни; -обсуждение итогов реализации проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий» в коллективе педагогов, родителей, учащихся; -публикации, распространение опыта |