Информационная карта творческого проекта

          С сентября 2022 года наша школа начала работу по реализации областного творческого (исследовательского) проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий».

Руководитель творческого (исследовательского) проекта: Горский Александр Александрович, государственное учреждение образования  «Средняя школа № 11 г.Новополоцка», директор,8(0214) 51-04-29,e-mail: sch11@edunp.by

Консультант творческого (исследовательского) проекта : Пашкевич Алла Арсентьевна, методист центра дошкольного и общего среднего образования ГУДОВ «Витебский областной институт развития образования»; 8(0212) 682106,  e-mail: pashkevitchalla@yandex.by.

Сроки реализации: 2022–2025 гг.

Объект творческой деятельности – педагогический процесс, направленный на формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.

Предмет творческой деятельности – педагогические условия, формирующие ценностное отношение к здоровому образу жизни в младшем школьном возрасте.

База творческой (исследовательской) деятельности:

- ГУО «Кировская средняя школа Витебского района»

Обоснование актуальности и целесообразности использования в образовательном процессе учреждений образования апробированных в ходе экспериментальной деятельности результатов исследований.

Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения  в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности школьников.

Здоровье - бесценное достояние каждого человека и всего общества. Здоровье человека становится самой актуальной проблемой для многих отраслей, среди которых особое место отводится педагогической науке, призванной через систему образования путем формирования культуры населения развивать и сохранять здоровье человека.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам» — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину.

В настоящее время каждый учитель должен знать, что обучение, воспитание и здоровье - это неразрывно связанные и друг на друга влияющие категории. Хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Воспитание школьника зависит от социальной деятельности, ориентированной на здоровье и здоровый образ жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями.

По данным Министерства здравоохранения сохраняются негативные тенденции в динамике основных параметров здоровья детей, у которых наблюдается рост заболеваемости. Доля здоровых детей за последние 10 лет значительно снизилась.

Особую важность при этом приобретает сохранение здоровья учащихся младшего школьного возраста. Анализ медицинских карт учащихся, беседы с родителями и медицинскими работниками показали, что имеют I группу здоровья 26,2% учащихся начальных классов нашего учреждения образования, 67,3% учащихся начальных классов имеют II группу здоровья. Данный факт указывает на уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья учащихся (нарушения зрения, дефекты речи, несоответствие массы тела росту, предрасположенность к простудным заболеваниям), которые могут в дальнейшем усугубиться и стать причинами серьезных заболеваний, вызвать трудности в обучении в последующих классах.

На основании вышеизложенного обозначена проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка, что и определило выбор темы творческого(исследовательского) проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий».

Успешность данного проекта зависит от системного подхода образовательного учреждения к решению данной проблемы. Необходима скоординированная политика, декларируемая на всех уровнях функционирования и управления школы и подкрепленная комплексным планом действий.

Цель проекта: создание оптимальных условий для формирования у младших школьников ценностных ориентаций на здоровый образ жизни путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи проекта:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме проекта;

- систематизировать и расширить знания педагогов о современных здоровьесберегающих технологиях;

- выявить затруднения педагогов в ходе реализации проекта, организовать методическое и психолого-педагогическое сопровождение творческой(исследовательской) деятельности;

 - формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное  время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;

- комплексно внедрять  современные формы, методы и приемы работы;

-разработать диагностические материалы, позволяющие оценить отношение школьника к здоровому образу жизни;

- оценить эффективность и обобщить результаты использования здоровьесберегающих технологий для формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы.

Прогнозируемые результаты

-  получение картины состояния физического здоровья детей для оптимизации форм работы по сохранению и укреплению здоровья;

-  повышение уровня профессионального мастерства учителей: использование здоровьесберегающих технологий на уроке; подбор заданий, направленных на формирование здорового образа жизни и включение их в образовательный процесс;

- разработка методических рекомендаций по использованию здоровьесберегающих технологий;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся на основе применения технологий и методов здоровьесберегающей направленности в урочной и внеурочной деятельности;

- получение знаний о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности;

- формирование знаний о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и окружающей среды;

- приобретение знаний о важности занятий спортом и физической культурой для сохранения и укрепления здоровья;

- повышение мотивации учащихся к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение;

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей и внимания     

к вопросам, здоровья, питания, здорового образа жизни;

- обогащение детско-родительских отношений в совместной физкультурной деятельности;

- снижение общей заболеваемости учащихся

Теоретическое обоснование творческого(исследовательского) проекта

         Забота о будущих поколениях, охрана здоровья детей являются приоритетным направлением государственной политики нашей страны. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с требованием Стандарта нового поколения становится задачей современной начальной школы. До сих пор эти задачи решались на уроках физического воспитания либо через вовлечение учащихся в спортивные секции, спортивные мероприятия. При этом младшему школьнику в ходе такой деятельности не всегда удавалось осознать ценности здорового образа жизни. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что более 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека. Одним из важных факторов в развитии здорового образа жизни младших школьников являются сформированные у них представления и понятия, расширяющие знания детей о человеке, его здоровье, здоровом образе жизни.

Решение этих проблем во многом зависит от содержания и организации образовательной деятельности в школе и включения родителей в образовательный процесс. Вопросы формирования здоровья ребенка интересовали таких ученых как: Л. С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, Г. К. Зайцев, И. И. Брехман, Л.Г. Татарникова, и др. В их работах показано, что решающая роль в сохранении и развитии здоровья ребенка принадлежит правильной организации его жизнедеятельности, соблюдению режима дня, двигательной активности и т.д. Однако современная школа с её  сверх нагрузками, семья не уделяют должного внимания этим вопросам, а иногда и не знают, как организовать жизнь ребенка, чтобы сохранять его здоровье.

От чего же зависит здоровье ребенка?

Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, учителя, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим ученикам.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Однако только знание основ здорового образа жизни не обеспечивает и не гарантирует их использования, если это не становится необходимым условием ежедневной жизни ребенка в семье и образовательном учреждении. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и психофизиологические характеристики возраста, опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания.

Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями (законными представителями) обучающихся, привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе с детьми.

Разработка проекта формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальных классов, а также организация всей работы по его реализации строится на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

 

Критерии и показатели оценки результатов творческого (исследовательского) проект

          Для определения эффективности творческой (исследовательской) деятельности формирования ценностных ориентаций на здоровый образ жизни определены следующие критерии и показатели:

№ п/п Критерии Показатели
1. Когнитивно-смысловой

- представление о здоровье человека и здоровом образе жизни;

- понимание смысла здорового образа жизни и осознание его как личностной ценности;

- представление об осуществлении здорового образа жизни;

- понимание необходимости осуществления здорового образа жизни для сохранения и укрепления своего здоровья
2. Эмоционально-волевой

- стремление осуществлять здоровый образ жизни;

- эмоциональная устойчивость,

- преодоление трудностей на эмоционально-положительном уровне;

 – волевая регуляция поведения,

- сформированность волевых качеств (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка, организованность, решительность и инициативность)

3. Деятельностный

-применение знаний о здоровом образе жизни в своем поведении;

 - мотивация к расширению своих знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

 - умение самостоятельно осуществлять здоровый образ жизни;

-увеличение числа детей, занятых в спортивных секциях и посещающих спортивные мероприятия;

- снижение количества пропущенных уроков по причине простудных заболеваний;

-отсутствие увеличения количества детей с нарушениями осанки и зрения;

- положительная динамика физического развития и физической подготовленности;

- сформированность у учащихся и их родителей необходимого уровня грамотности по вопросам здорового образа жизни (результаты тестирования)
4. Рефлексивно-оценочный

- умение устанавливать связи между осуществлением здорового образа жизни и состоянием здоровья;

- умение адекватно оценивать свое поведение и поведение других людей с позиции здорового образа жизни

Основные направления реализации проекта

Направление

Задачи

Формы реализации

1.Работа с педагогами

- повышение квалификации педагогов в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий;

- создание благоприятной психологической среды в учреждении образования

- изучение педагогами программно-методического обеспечения творческого (исследовательского) проекта;

- учеба и самообразование участников проекта;

- участие в методических мероприятиях по теме проекта
2. Работа с учащимися    
2.1  Работа по формированию здорового образа жизни в режиме учебного времени

- предупредить переутомление;

- создать благоприятный психологический климат на учебных и факультативных занятиях;

- обучить жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;

- формировать необходимые

знания в области гигиены, медицины, физической

культуры, правильного

питания

- здоровьесберегающие технологии на учебных и факультативных занятиях;

- уроки физической культуры и здоровья, занятия «Час здоровья и спорта»;

- факультативные занятия «По ступенькам правил здорового питания»; учебные занятия по предметам «Человек и мир», «Основы безопасности жизнедеятельности»

2.2.Внеклассная воспитательная

работа

- формировать необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- развивать творческую

активность учащихся по пропаганде здорового

образа жизни

- тематические классные

часы;

- творческие конкурсы;

- проектная и исследовательская деятельность;

- предметная неделя;

- выпуск стенгазет;

- ведение дневника

здоровья

2.3.Внеурочные

спортивные мероприятия

- развивать силу, ловкость, выносливость;

- формировать навыки

работы в команде

- дни здоровья;

- спортивные праздники;

- спортивные соревнования;

- тематические акции;

- спортивные игры;

- спортивные секции
3. Работа с родителями

- повысить образовательный уровень родителей в вопросах гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

- воспитывать активную жизненную позицию в отношении здорового образа жизни

- тематические родительские собрания, консультации;

- спортивные праздники; - индивидуальные беседы

  1. Работа психолого-педагогической службы
- сохранить психическое здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребенка

-   индивидуальные и групповые занятия;

-   беседы;

беседы с элементами тренинга

-   консультации

Программа и сроки творческой (исследовательской) деятельности

Этапы Сроки Цель Содержание деятельности
Диагностико-организационный сентябрь 2022 г. – декабрь 2022 г. Теоретическая и практическая подготовка к реализации проекта

- Оценка и анализ состояния здоровья младших школьников в учреждении

-Подготовка программно-методического обеспечения

-Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава

-Ознакомление родителей и учащихся с проектом 

-Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта

-Поиск наиболее

оптимальных

средств сохранения

и укрепления

здоровья  
 Практический

Январь 2023 г. – май 2024 г.

Реализация проекта

-Проведение заседаний школьных методических объединений учителей начальных классов и классных руководителей;

-посещение учебных и факультативных занятий,

-создание методической копилки опыта;

-мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;

-сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению; 

-контроль за организацией образовательного  процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни;

-коррекция проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий» по итогам реализации.
Аналитический сентябрь 2024 г. – май 2025 г.

Систематизация, анализ и обобщение результатов творческого (исследовательского) проекта

-Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта;

-сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий»;

-мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни;

-обсуждение итогов реализации проекта  

«Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у учащихся начальной школы средствами внедрения здоровьесберегающих технологий» в коллективе педагогов, родителей, учащихся;

-публикации, распространение опыта